Урок 12. «Свидание с судьбой»
Однажды король Венгрии впал в глубокое отчаяние и печаль. Перед королём стоял такой же вопрос, как в своё время перед Иовом: «Что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы Я отвечать Ему?» (Иова 31:14).
В один из этих дней к королю зашёл его друг шут. Узнав причину печали, он посмеялся над ним, превратив всё дело в шутку. Королевскому величеству от шутки не стало на душе легче.
В те древние времена в стране был такой порядок: если палач затрубил в свой рог перед чьей-либо дверью, это означало, что хозяина уводят на эшафот.
Глубокой ночью после этого разговора король решил послать к двери шута палача с роковым рогом. Шут проснулся от ужасного предчувствия. Мгновенно одевшись, он подошёл к двери, где и был схвачен палачом. Бледного и дрожащего, его привели к королю. В ужасе он упал на колени перед королём и просил объяснить, в чём его вина.
- Друг мой! - ответил король, - если при виде человека-палача ты так трепещешь, то как мне не трепетать перед судилищем Христовым, серьёзно провинившись перед Богом?
Все мы должны однажды отчитаться пред Создателем за самый драгоценный дар, данный нам - за жизнь. Настанет день, когда Ангел затрубит, возвещая о начале суда, и все жители Вселенной услышат слова: «Встать! Суд идёт!»
Однажды известного государственного деятеля Даниила Вебстера спросили:
- Что беспокоит вас в жизни больше всего?
В ответ прозвучало:
- Моя личная ответственность перед Богом.
В Библии недвусмысленно сказано, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Екклесиаста 7:29). Каждый из нас может проверить на себе, как часто злые мысли и пожелания вкрадываются в наше сердце и сбивают нас с правильного пути. Конечно, нам дана Богом свободная воля, и мы без принуждения в состоянии следовать добру или злу. При этом Господь оставил за Собой право направлять человека к добру и правде. Пророк Исайя высказывает это так: «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «Вот путь, идите по нему» (Исайи 30:21). Мы же, в большинстве случаев, просто не включаем Бога в свои планы!
Однажды студентке педагогического института задали вопрос:
- Каковы ваши планы на будущее?
Она начала перечислять: окончить институт, устроиться на работу, удачно выйти замуж, родить детей, устроить их в сад, школу, дать высшее образование, женить детей, уйти на пенсию, вырастить внуков, а там старость, смерть и ... всё ... конец.
Но Слово Божье утверждает, что этим всё не кончается: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евреям 9:27).
Никто из нас не может противостоять смерти. Она приходит без нашей воли. Желаем ли мы умереть или нет, но однажды это всё равно произойдёт. Так и в отношении суда, верим ли мы в него или нет, - но он настанет.
Апостол Павел в книге Деяния 17:31 говорит: «... Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную».
Мы все торопимся на этот суд. Наша человеческая семья, насчитывающая 6 миллиардов человек, приближается к великому завершающему заседанию суда Божьего. Пути наши, которые, казалось, разбегаются в разных направлениях, тем не менее, неизбежно сойдутся в одной общей точке человеческой судьбы - у великого белого престола Божия!
Идут на суд молодые люди, сбитые с толку, одурманенные наркотиками, подверженные греху и протесту. Ковыляют на суд из своих приютов для престарелых старики. Спешат туда же богатые в своих роскошных «Мерседесах» и «Кадиллаках». Верующие, променявшие Библию на человеческие предания, окажутся на этом суде паломниками. Грешники, похваляющиеся распутством и изображающие его на экране, в рекламных объявлениях, в журналах и в эфире; наёмные убийцы, совершающие ужасные дела, тем не менее, спешат на суд.
«Всем должно явиться пред судилище Христово» (2 Коринфянам 5:10).
Действующие лица на суде
«И сказал я в сердце своём: «праведного и нечестивого будет судить Бог» (Екклесиаста 3:17).
На суд предстанут:
1. ПРАВЕДНЫЕ: «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петра 4:17).
2. НЕЧЕСТИВЫЕ: «Беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» (2 Петра 2:9).
3. САТАНА И ПАВШИЕ АНГЕЛЫ: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах на суд великого дня» (Иуды 1:6).
Иисус Христос придёт на эту землю во второй раз, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12). Естественно, что до Его прихода должна совершиться работа суда, чтобы Христос мог поднять из старых могил искренне верующих людей (см. урок 7).
В книге Откровение 14:7 Ангел объявил всем живущим на земле: «Убойтесь Бога, воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его».
И затем перед нами предстаёт сцена суда, происходящего на небе: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна (белая шерсть); престол Его - как пламя огня ... тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги» (Даниила 7:9-10).
Кто же будет Судьёй на этом суде? Ветхий Днями - Отец. Но Священное Писание говорит ещё об одном Судье - Иисусе: «... Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых» (Деяния 10:42).
Будут ли два Судьи судить в одно и то же время на одном и том же суде? - Нет. Библия утверждает, что будет два суда:
1. СУД НАД ВЕРУЮЩИМИ: «Время начаться суду с дома Божия» (1 Петра 4:17).
Зачем судить верующих? - Для реабилитации. Бог на этом суде реабилитирует Себя и тех, кого ложно обвиняли: «явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:26).
На этом суде Христос выступает Адвокатом или Ходатаем:
«Мы имеем Ходатая пред Отцом Иисуса Христа, Праведника» (1 Иоанна 2:1), а Отец на этом суде выступает в роли Судьи. Представим себе мысленно сцену суда. Называется имя Авеля - первого мученика (Бытие 4:4-8; Евреям 11:4). Это был глубоко верующий человек, но и в его жизни имели место грехи, ошибки, свидетельствующие против него. Любого из них достаточно, чтобы навеки закрыть ему доступ в небесное Царство. И сатана, как главный обвинитель, «клеветник братьев наших» (см. Откровение 12:10) начинает упрекать Бога в несправедливости, указывая на грехи Авеля: «Он не достоин быть в Царствии Твоём!»
Но вот меняется сцена. Господь показывает дьяволу и ангелам, как Авель склоняется перед Богом, исповедуя свои грехи. Авель верил в обещание Создателя: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Иисус выходит вперёд и заявляет в присутствии всей Вселенной: «О, Святой Отец, этот человек - один из народа Моего. Он грешил, но покаялся в своих грехах. Кровь Моя была пролита за него. Грехи его прощены. Я умер за него. Пусть он живёт. Вычеркните его грехи из небесной книги».
Слава Богу! У нас есть Ходатай в небесном святилище. Иисус - наш Посредник. Он наш Первосвященник, представляющий нас у престола Божия.
2. СУД НАД НЕЧЕСТИВЫМИ, не пожелавшими раскаяться в своих грехах: «Беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Петра 2:9). И, поэтому, Иисус, обращаясь к Ангелам как свидетелям спрашивает: «Мог ли Я сделать что-либо ещё? Я умер за него. Я готов был в любой момент принять его и простить все его грехи, но он не пожелал расстаться с ними».
И Ангелы отвечают: «Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои!» (Откровение 16:7).
В одной тюрьме находился подсудимый. Пока рассматривалось его дело, адвокат несколько раз заходил к нему в камеру, предлагая свою помощь. Но каждый раз он отказывался, не считая себя виновным.
Суд был назначен на вторник, а в понедельник адвокат в последний раз обратился к нему со словами:
- Молодой человек, предоставьте ваше дело мне. Расскажите всё, как было, и я смогу защитить вас. Я не проиграл ни одного судебного разбирательства.
Но подсудимый презрительно посмотрел ему в глаза и отвернулся.
Ночью подсудимый не мог уснуть. Утром, увидев знакомого человека, который многократно пытался ему помочь - обрадовался.
- Я всю ночь размышлял над вашим предложением и хотел бы, чтобы вы стали моим защитником.
- Извините, пожалуйста, - прозвучало в ответ, - но с сегодняшнего дня я назначен вашим судьёй.
«Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых» (Деяния 17:31). Нам необходимо позаботиться об Адвокате, Который бы правильно представил наше дело на суде.
Как я могу знать, что решение суда справедливо?
Располагает ли Бог записями, хранящими слова и дела каждого человека, когда-либо жившего на земле?
Обратите внимание на следующий отрывок из книги пророка Иеремии: «Боже великий, сильный, Которому имя - Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его» (Иеремии 32:18-19).
Псалмопевец Давид имел подобную уверенность в совершенном Божьем знании его жизни, даже его мыслей: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно... Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его!» (Псалом 138:1-4.6).
Но Бог не только видит и слышит всё происходящее. Он каким-то таинственным образом записывает всё, чтобы привести факты в день суда. Тогда Он вынесет окончательное решение о тех, кто достоин пребывать в вечности и кто не будет достоен её. Это решение должно основываться на таком ясном и бесспорном доказательстве, что все присутствующие на суде признают абсолютную справедливость Божьего суда.
Как и где совершаются эти записи? Библия говорит, что люди будут судимы согласно «записанному в книгах» (см. Откровение 20:12). Описания суда, данные пророком Даниилом, также содержат утверждение, что «раскрылись книги» (Даниила 7:10).
О каких книгах идёт речь?
«И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были ... по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откровение 20:12).
Что представляет собой «книга жизни»? Когда человек принимает Иисуса Христа как своего Спасителя, его имя записывается в эту книгу.
У Бога есть и «памятная книга», в которую занесены все наши добрые дела, совершённые бескорыстно: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Малахии 3:16).
Наши грехи также отмечены у Бога: «Хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, - нечестие твоё отмечено предо Мною, говорит Господь Бог» (Иеремии 2:22).
Если мы ощущаем тяжесть грехов и желаем расстаться с ними, у нас есть надежда: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
За что мы подлежим суду?
Что суд примет во внимание во время следствия? Каких подробностей коснётся Господь?
Мы несём ответственность:
1. За произносимые слова: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37).
В среднем за неделю человек произносит столько слов, что они могут занять 320 страниц! За 60 лет он может наговорить более 3000 книг! О чём расскажет эта наша «библиотека» на суде? Поэт Саади сказал так: «Если имеешь время подумать прежде, чем начать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать».
2. За совершаемые дела: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Матфея 16:27).
3. За сердечные намерения: «Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Коринфянам 4:5). Люди способны обманывать своих друзей, мужей, жён, детей, но Бога обмануть невозможно. Он читает тайные помышления нашего сердца.
Наш характер и судьба зависят от наших мыслей:
«Посей мысль - пожнёшь поступок,
посей поступок - пожнёшь привычку;
посей привычку - пожнёшь характер;
посей характер - пожнёшь судьбу».
Главное мерило суда - закон 10-ти заповедей
В каждом суде должен существовать определённый порядок. Каков же он в небесном суде? По каким критериям Бог будет судить людей?
«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иакова 2:10-12).
Мудрый Соломон подчёркивает: «Выслушаем сущность всего; Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека, ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно или худо» (Екклесиаста 12:13-14).
На суде жизнь людей будет сравниваться с величайшими установлениями Закона Божия. Как и Сам Бог, Его «заповеди ... праведны» (см. Псалом 118:172). Поэтому Закон устанавливает критерий праведности. Каждый из нас будет судим по этим праведным принципам, а не по нашей совести.
Совесть у людей бывает разной. У некоторых она «немощная», у других - «осквернённая», «порочная», «сожжённая» (см. 1 Кор. 8:7,12; Титу 1:15; Евр. 10:22; 1 Тим. 4:12). Подобно часам, как бы хорошо они ни «ходили», их нужно устанавливать по некоторому эталону, чтобы они имели ценность для нас. Наша совесть советует, чтобы мы поступали правильно, но она не подсказывает, что правильно. Только совесть, поставленная по великому Божьему эталону - Его закону, может уберечь нас от греха.
Без Десяти заповедей люди не могут правильно понимать ни Божией святости, ни своей вины, ни необходимости покаяться.
Закон действует подобно зеркалу, помогая людям увидеть своё истинное состояние (см. Иакова 1:23-25). Те, кто «смотрятся» в него, увидят недостатки своего характера во свете Божьего праведного характера. Тем самым нравственный Закон показывает, что весь мир виновен перед Богом (Римлянам 3:19), и все ответственны перед Ним: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом».
Увидев свой настоящий характер, мы осознаём себя грешниками, приговорёнными к смерти. Не имея надежды, мы начинаем чувствовать нужду в Спасителе. И тогда благая весть Евангелия приобретает для нас смысл. Таким образом, Закон указывает на Христа, единственного, Кто может помочь нам выбраться из нашего безвыходного положения.
Закон открывает нашу греховность, но он не в силах спасти нас. Как водой смывают грязь с лица, так и мы, обнаружив нашу греховность посредством зеркала нравственного Закона Божьего, идём к «источнику ... для омытия греха и нечистоты» (Захарии 13:1) и очищаемся кровью Христа: «Кровь Иисуса Христа ... очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7).
В королевском монетном дворе в Лондоне находится много интересных предметов, но одним из самых любопытных является прибор для взвешивания. Чтобы продемонстрировать, насколько чувствительными и тонкими являются эти весы, гид помещает на каждую из двух чашек этих весов кусочки бумаги одинакового веса. Весы абсолютно уравновешены. Затем гид берёт один из этих листочков, пишет на нём своё имя и вновь кладёт его на чашу весов. «Веса» этой подписи достаточно, чтобы нарушить равновесие в одну сторону.
Нечто подобное происходит и в суде. Имя Иисуса, положенное на чашу весов того, кто исповедует Его, будет решающим.
Сегодня ещё Господь простирает к нам Свои пронзённые руки и зовёт: «Приди, дорогой друг ко Мне, оставь всю ношу грехов у Моих ног, раскайся и живи».
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Заключение
Вскоре наступит самый волнующий момент в истории нашей Земли: вернётся Иисус. Наконец-то будет восстановлена справедливость: зло наказано, а добро вознаграждено, потому что Он «будет праведно судить Вселенную» (Деяния 17:31).
Ни один человек не избежит суда: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Коринфянам 5:10).
В настоящее время звучит самая утешительная весть каждому сердцу: Защитник предоставлен каждому, кто пожелает воспользоваться Его помощью. Он возьмётся вести дело любого, успешно доведя его до конца: «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25).
Пройти тест
|