Урок 9. «Важнейший пророческий период»
Книга пророка Даниила занимает исключительное место среди пророческих книг Ветхого Завета. Сам Христос обратил однажды внимание Своих учеников на предсказания Даниила о печальной участи Иерусалимского храма и народа иудейского, говоря: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Матфея 24:15-16).
Книга пророка Даниила содержит также пророчества, простирающиеся вплоть до наших дней и даже за их пределы. Когда Даниил окончил свои пророческие записи, ему было сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение» (Даниила 12:4).
Поскольку мы дожили по пророчеству до последних дней истории нашего мира, нам необходимо серьёзно изучить эту особенную книгу и понять смысл Божественных откровений.
В их число входит также пророчество о 2300 вечерах и утрах: «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Даниила 8:14).
Даниил был изумлён открывшимся видением, не понимая его смысл. В ответ на молитву пророку был послан ангел Гавриил: «Когда я ещё продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы, и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! Теперь я исшёл, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришёл возвестить его тебе, ибо ты - муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение» (Даниила 9:21-23).
Ангел прилетел помочь Даниилу понять видение о 2300 днях, которое он сам понять не мог. В этом видится добрый знак и утешение для нас. Подобно Даниилу, мы можем обращаться к Господу в молитве, встречаясь с затруднениями в понимании какой-либо библейской истины. И Он пошлёт нам Своё наставление через ангелов или Святого Духа. Писание подтверждает эту мысль: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоанна 16:13).
Ключ к пониманию пророческого периода
В то время, когда пророк Даниил видел в ночных видениях символических зверей, изображавших ход мировой истории, он сам и его соотечественники находились в плену вначале у вавилонян, а затем у мидян и персов. По пророчеству Иеремии (25:11-12) они оказались в плену на 70 лет. Теперь этот срок приходил к концу, и Даниил молился Богу о ниспослании милости и об освобождении народа израильского из неволи. Господь ответил на молитву Даниила и открыл Свой план, касавшийся не только освобождения народа из плена вавилонского, но также из плена греха через грядущего Мессию, т.е. Спасителя, Иисуса Христа. Это спасение должно было распространиться и на все другие народы земли.
Какие события должны были совершиться в первой части пророческого периода?
Мы читаем о них в книге пророка Даниила: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой Святых» (9:24).
Разбираясь в значении семидесяти седмин или недель, невозможно принять их в буквальном смысле, так как они составили бы срок только около полутора лет. Такого краткого времени было явно недостаточно для совершения стольких важных событий.
На основании Библейского текста, объясняющего «... год за день» (Числа 14:34), каждая седмина означает 7 лет, семьдесят седмин - 490 лет, а 2300 вечеров и утр - 2300 лет. Слова: «определены для народа твоего» в оригинале звучат как «отрезаны». Это указывает, что период в 490 лет является частью, «отрезанной» от величайшего пророческого периода в 2300 лет.
Начальная дата для 70 недель
Если мы сможем установить дату начала тех 70 недель или 490 лет, то откроем дату начала 2300 лет, из которых 490 лет являются первым отрезком времени. Прямой ответ на этот вопрос мы находим в книге пророка Даниила. «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (9:25).
Здесь 70 седмин разделены на ещё меньшие отрезки времени: 7 седмин + 62 седмины составят 69 седмин или 483 пророческих дня или буквальных лет. Из 490 лет семь выделены особенным образом или предназначены для иудейского народа. «... до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины».
Когда нужно начать отсчёт этих 483 лет?
«С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (25 ст.). Обращаясь к книге Ездры (7:6-7.13), мы находим там упоминание о повелении царя Артаксеркса. Согласно исторических данных, это повеление о возвращении народа Израильского из плена и о восстановлении Иерусалима было дано в 457 г. до Р.Х. Этот год и надлежит считать исходной точкой, началом 70 седмин и 2300 лет.
Куда будут простираться эти 483 года?
«До Христа Владыки». «Христос» означает «Помазанный». Иисус был помазан Святым Духом во время Своего крещения (Матфея 3:13-17; Деяния 10:38) и вышел из воды как Мессия: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Луки 3:23). Это произошло в 27 году по Р.Х. (483-457=26-27 год н.э.).
Почему в Библии сказано, что Иисусу было около 30 лет, а крещение произошло в 27 году по Р.Х.? Сейчас установлено, что христианское летоисчисление, введённое монахом Дионисием в 525 году по Р.Х., ошибочно начато на 4 года позже действительного времени рождения Христа.
Современные богословы утверждают:
«Ошибка составляет около 4 лет. Христос родился не в первом году н.э., но раньше, при жизни Ирода, а Ирод Великий, как выяснилось позже, умер в 4 году до н.э. (т.е. в 750 году по основании Рима)».
(Захарий Лыко, «Учение Священного Писания», Варшава, 1974 г.)
Почему ангел Гавриил разделил эти 70 недель, или 490 лет на три части и несколько усложнил этот период времени?
Причина выглядит вполне обоснованной. Хумфрей Придаукс говорит: «В 15-й год Дария закончились первые семь недель из периода 70 недель пророчества Даниила, потому что тогда было полностью закончено восстановление храма и государства иудеев в Иерусалиме и в Иудее. В этом последнем действии восстановления, который записан в 13 гл. Неемии с 23 стиха и до конца главы сообщается, что прошло 49 лет.
На 2300 вечеров и утр и святилище очистится
70 седм. отрезаны = 490 лет
457 408 27 34 1844
7 с. = 49 л
62 седмины
1 сед. = 7 лет
69 седмин = 483 г
или 7 седмин с того времени, когда это дело впервые было начато Ездрой в 7-й год Артаксеркса Лонгимана»
(Ветхий и Новый Завет в связи с историей иудеев, т. 1, с. 322)
По этой причине мы получаем семь недель, или 49 лет, представленных отдельно.
70-я неделя времени, определённого для иудеев, - 27-34 гг. до н.э.
Теперь обратимся к последним семи годам из 490 лет, т.е. к 70-й неделе. 69 недель, или 483 года, должны привести нас ко Христу Мессии, к 27 г. по Р.Х. Когда наступила эта дата, Он вошёл в реку Иордан и был крещён Иоанном Крестителем. Выходя из воды, Сын Божий принял Святого Духа, Который сошёл на Него в виде голубя, и Бог сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матфея 3:17).
Иисус начинает Свою первую проповедь такими словами: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:14-15).
Слова «Исполнилось время» имеют непосредственное отношение к пророческому времени. Об этом упоминает и Апостол Павел, говоря: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Галатам 4:4). Таким образом, закончились 69 недель, и началась 70-я неделя.
Что произошло в эту последнюю неделю, или 7 лет?
Писание сообщает нам: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет» (Даниила 9:26). Это должно было произойти в 31 г. по Р.Х., когда Иисусу надлежало умереть, потому что в 23 стихе говорится: «А в половине седмины прекратится жертва и приношение».
Христос был предан смерти по окончании трёх с половиной лет служения людям. Это вполне соответствует пророческому указанию, «по истечении шестидесяти двух седмин», т.е. на протяжении последней семидесятой седмины. В середине этой седмины должен быть утверждён Новый Завет в Крови Христовой, что и произошло во время последней Вечери и совершилось на Голгофе. Середина последних семи лет от 27 г. до 34 г. по Р.Х. приходится на 31 г. по Р.Х.
После смерти Иисуса на кресте как Агнца Божия, иудейские жертвы и приношения в Иерусалимском храме должны были прекратиться. Небо дало знак для этого: сверхъестественным образом тяжёлая завеса храма разорвалась надвое сверху донизу. Апостол Матфей так описывает это событие: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разорвалась надвое сверху донизу» (Матфея 27:50-51). Человеческая рука разорвала бы её снизу доверху, если бы вообще была в силах сделать.
Каким образом исполнилась оставшаяся половина седмины?
По воскресении Своём Христос повелел Апостолам ещё раз возвестить иудеям совершившийся план спасения, говоря: «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8).
Апостолы так и поступили, проповедуя вначале главным образом иудеям. Избиением же Стефана, одного из семи диаконов, ознаменовалось окончание 70-ти седмин для народа иудейского. Иудейская нация отвергла Мессию, и теперь Он оставил их. Проповедь Евангелия начала широко распространяться среди язычников. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: «Вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию; но так как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деяния 13: 46).
Какая участь постигла Иерусалим и народ иудейский?
Иерусалим был разрушен римским полководцем Титом в 70-м году по Р.Х., а народ иудейский был рассеян по всей земле. На месте храма построили магометанскую мечеть Омара, что соответствует словам пророка «мерзость запустения» (Матфея 24:15).
490 лет или 70 седмин, отпущенных иудейскому народу, являлись частью 2300 лет. Поскольку 490 лет заканчивались в 34 году, то оставшиеся 1810 лет пришли к завершению в 1844 году (1810 + 34).
В 1844 году, согласно пророчеству Даниила 8:14: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Некое святилище должно быть очищено. Речь шла не о земном святилище, потому что его работа закончилась. Некоторые подразумевали под святилищем всю землю, которая к возвращению Христа должна быть очищена огнём. Но это заключение оказалось ошибочным. Земное святилище служило прообразом небесного, и в 1844 году пробил час такого очищения, что означало наступление небесного суда. Об этом будет речь в следующем уроке.
Здесь представлена наглядная диаграмма исчислений:
Заключение
«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв тайны рабам Своим, пророкам» (Амоса 3:7). Согласно книге Даниила, мы живём в последнее время, потому что все пророчества, описанные в Библии, приходят к Своему завершению. И пророческий период 2300 вечеров и утр закончился в 1844 году. Это обширное летоисчисление и связанные с ним события даны Богом, чтобы нам знать время конца.
В скором времени Христос закончит своё посредническое служение за нас и явится на землю как истинный Царь. Приготовимся встретить Его.
Пройти тест
|